John Mayall
Так уж вышло, что Джон Мэйолл, представитель старшего поколения Британского блюза, более известен как бэнд-лидер, чем исполнитель. В 60-е годы его группа
Bluesbreakers служила своеобразной «кузницей кадров» для ведущих блюз-рок музыкантов Англии. Гитаристы Эрик Клэптон, Питер Грин и Мик Тейлор оттачивали свою
технику с Мэйоллом перед тем как двинуться дальше в Cream, Fleetwood Mac, и Rolling Stones.
Блеск музыкантов группы Мэйолла несколько затушевывал его собственные значительные способности. Но только искуснейший певец, мульти-инструменталист мог выявить
лучшее в своих подопечных.
Изо всех сил стараясь поддержать дух, необходимый для исполнения Чикагского электрического блюза, Мэйолл без устали писал музыку (которая была разной – от хорошей
до банальной), с досадной регулярностью меняя расстановку игроков и постоянно экспериментируя.
Продукция Мэйолла подвергалась некоторой критике за подражание настоящим афро-американским образцам, но многие из его опусов
оказались весьма кспешными, особенно его легендарный лонгплэй с Эриком Клэптоном 1966 года, который зажег звезду Кдэптона на звездном небосклоне, а также запустил
блюзовый бум в Англии.
К тому времени, когда Клэптон в 1965 стал играть в Bluesbreakers, Мэйолл уже около года записывался, а выступал на профессиональной сцене и того больше. В 1963 году
Мэйол переезжает из Манчестера в Лондон по совету крестного отца Британского блюза Алексиса Корнера, который считал, что заработать на жизнь блюзом можно только в
большом городе. По крайней мере, 15 разных вариантов Bluesbreakers увидели
свет в период с января 1963 по середину 70-х.
Bluesbreakers, как и Fairport Convention или The Fall, были скорее идеей, нежели чем-то происходящим в реальности. Мэйолл имел репутацию жесткого, требовательного
работодателя, которому не стоило труда рассчитать музыканта, если ему что-то не нравилось. Но если музыкант оставался играть, это было для него бесценной школой.
Дебютный сингл Мэйолла появился в начале 1964-го, а к концу года он выпустил свой первый альбом, записанный «вживую». В это время Bluesbreakers были более признанными
авторитетами в ритм-энд-блюзе, чем будет достигнуто в период их самых известных записей, что-то вроде ранних Animals или Rolling Stones.
Все это было хорошо, но Bluesbreakers взяли курс на лучшее и пригласили весной 1965 Эрика Клэптона, который покинул Yardbirds, чтобы играть «чистый» блюз.
Bluesbreakers предоставили ему в этом полную свободу. Клэптон начал внушать благоговейный трепет, и его бурно приветствовали как высшего виртуоза Британии,
что отражено, к примеру, в граффити «Клэптон – это Бог», появившемся в Лондоне в середине 60-х.
>В профессиональном смысле, 1965 год не был самым удачным временем для группы: их «прокатила» фирма Decca. Клэптон даже покинул коллектив на несколько месяцев и
укатил в Грецию. Клэптон все же вернулся в конце 1965, примерно в то время,
когда на лейбле Immediate вышел блестящий блюз-рок сингл "I'm Your Witchdoctor". К началу 1966 бэнд вернулся на студию Decca, где и записал свою историческую
пластинку. Это был альбом, который своими чистыми, звучными, властными гитарными «запилами» возвел Клэптона в настоящие герои.
Пластинка принесла незаурядный
коммерческий успех и вошла в десятку лучших хитов Британии. С этого времени и далее Мэйолл становится одним из первых рок музыкантов и самым желанным на
звукозаписывающих фирмах. В 60-е годы он записывает великое множество синглов, но ни один из них не становится супер-хитом.
Клэптон покинул Bluesbreakers в середине 1966, чтобы создать Cream с Джеком Брюсом.
Грин записал с Мэйоллом одну долгоиграющую пластину «A Hard Road» и несколько синглов. Многообразные дарования Грина, как и Клэптона, были столь очевидны, что
статус музыканта второго плана ему никак не подходил, и в середине 1967 года он покидает группу, чтобы создать свой собственный преуспевающий бэнд Fleetwood Mac.
Примечательно, что, несмотря на последовательный уход двух гитарных супер-звезд, Мэйол умудряется
по-прежнему остаться на высоком уровне популярности.
Конец 60-х был временем крутых экспериментов для Bluesbreakers, от термоядерной смеси блюз-джаз-рока с примесью духовых до мягкой «зрелой» акустики. Мик Тейлор,
последний представитель гитарного триумвирата, взлелеянного Мэйоллом, покинул бэнд в 1969 и присоединился к Rolling Stones.
В конце 60-х Мэйолл переезжает в Лос-Анджелес. Альбом «The Turning Point» (1969), живая акустическая музыка, стал его пиком как в коммерческом, так и в музыкальном
смысле. В начале 70-х, по крайней мере в Америке, Мэйолл продолжает быть очень известным.
Хотя с тех пор Мэйолл выпустил много альбомов и всегда был невероятно востребован и по праву популярен, его продукция после 1970 года все же не достигла той высоты,
которую снискала в 60-х.
Вобщем, так или иначе, нет сомнения только в одном – все последние десятилетия Мэйолл был тем человеком, который сделал много, очень много, чтобы люди по всему миру,
- в записях ли или «вживую», - слышали первоклассный блюз.