rock jazz blues country dance classic
   
   
Пишите сюда     
 Гостевая
 Заказать диски

Людвиг Ван БЕТХОВЕН
(1770-1827)

Немецкий композитор (предки фламандского происхождения), пианист, органист, дирижер. Родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Детские и юношеские годы провел в Бонне, где его основным педагогом был композитор и органист К.Нефе. В 1787 году Бетховен совершил поездку в Вену для занятий с В.Моцартом В 1792 переселился в Вену, некоторое время занимался с Й.Гайдном, И.Альбрехтсбергом, А. Сальери. На рубеже XVIII-XIX вв. был поражен тяжким недугом - глухотой. Мужественно преодолев вызванный заболеванием душевный кризис, Бетховен вступил в период полной творческой зрелости, начало которой ознаменовалось созданием Третьей ("Героической") симфонии. Вершины прижизненной славы Бетховен достиг в 1812-1814 гг. Ему было присвоено звание почетного гражданина Вены. Однако последние годы жизни были омрачены житейскими невзгодами, материальными лишениями. Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене.

Бетховен - один из величайших классиков мирового музыкального искусства. Новизна содержания музыки Бетховена, отмеченной исключительной эмоционально-драматической силой, глубиной мысли, привела к обновлению и обогащению им всех музыкально-выразительных средств. Творчество композитора явилось вершиной Венской Классической школы и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой музыкальной культуры.


Вольфганг Амадей МОЦАРТ
(1756-1791)

Австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер. Родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. В раннем детстве обнаружил исключительные музыкальные способности. Ученик отца-скрипача, органиста и педагога Леопольда Моцарта (1719-1787). Впоследствии, будучи в Италии, некоторое время занимался с теоретиком музыки Дж. Мартини. В 5-летнем возрасте начал сочинять музыку в 6 лет совершил первую концертную поездку (Мюнхен, Вена). С 1763 по 1766 гг. концертировал в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Швейцарии. В эти годы были опубликованы его симфонии, сонаты, мелкие пьесы. В 1768 вновь посетил Вену, в 1769 назначен на должность придворного музыканта (концертмейстера) князя-архиепископа Зальцбургского. С 1769 по 1773 гг. с небольшими перерывами жил в Италии, где был избран членом Болонской филармонической академии (в 14 лет), затем до 1777 находился в Зальцбурге. В 1777-1778 новая поездка в Мюнхен, Мангейм, Париж. Последующие 3 года продолжал служить концертмейстером и придворным органистом в Зальцбурге, активно занимаясь творческой деятельностью. Унизительное положение музыканта-лакея, грубое обращение архиепископа и его придворных привели к отставке Моцарта и переезду в Вену (1781). Последнее десятилетие жизни протекало в изнурительной работе и трудных бытовых условиях. В 1787 дважды посетил Прагу, для которой написал "Дон-Жуан". В 1789-90 выезжал на короткие сроки в Берлин, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне и другие города. Ранняя смерть 5 декабря 1791 года породила легенду об отравлении его композитором А. Сальери.

Моцарт - один из величайших представителей мировой музыкальной классики, художник, творческая деятельность которого была связана с передовыми идеями эпохи просвещения. Для творчества Моцарта характерны глубина мысли, широта охвата явлений окружающей действительности, демократичность, богатство содержания, разнообразие форм, оптимизм, жизненная сила, исключительная выразительность мелодики, редкое художественное совершенство формы. Моцарт синтезировал в своем творчестве многообразие европейской музыкальной культуры XVIII века и оказал большое влияние на развитие почти всех жанров музыкального искусства: обновил и обогатил жанры симфонии и квартета, утвердил классическую форму инструментального концерта, поднял на недосягаемую высоты хоровую музыку (Реквием). Особенно велики его заслуги в области оперного творчества, где он создал новые жанровые разновидности оперы, переосмыслил сложившиеся формы оперного пения, усовершенствовал увертюру, добился органического слияния музыки с драмой при подчеркнутом значении первой. Примечательны в его операх яркость воплощения характеров и мастерство ансамблевой техники.


Рихард ВАГНЕР
(1813-1883)

Немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист. Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Заниматься музыкой начал сравнительно поздно (с 15 лет) и обучался недолго: некоторое время брал уроки игры на скрипке и фортепиано, изучал контрепункт у Т. Вейлинга, после чего приступил к творческой деятельности. В 1834-1839 гг. работал композитором и дирижером в драматических театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги; с 1839 по 1842 гг., крайне бедствуя, жил в Париже; 1842 переехал в Дрезден, где занял должность дирижера Саксонской королевской оперы. Участвовал в майском восстании 1849 года, после подавления которого бежал из Германии и провел свыше десяти лет в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция). После частичной амнистии вернулся на родину, жил в Бибрихе (не Рейне), Вене, Мюнхене. В 1863 совершил концертную поездку в Россию. В 1866-72 провел вновь в Швейцарии, откуда переехал на постоянное жительство в Байрейт (Бавария). Здесь основал специальный театр для исполнения своих опер (открыт в 1870 году). Умер 13 февраля 1883 года в Вене.

Вагнер вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из величайших творцов и крупнейших реформаторов оперного искусства. Целью его реформ было создание монументального программного вокально-симфонического произведения в драматической форме, призванного заменить все виды оперной и симфонической музыки. Таким произведением явилась музыкальная драма, в которой музыка, основанная на системе лейтмотивов, течет непрерывным потоком, сливающим воедино все драматургические звенья. Отказавшись тем самым от законченных форм оперного пения ("номеров"), Вагнер заменил их своеобразным эмоционально насыщенным мелодизированным речитативом. Большое место в операх Вагнера занимают самостоятельные оркестровые эпизоды, являющиеся ценным вкладом в мировую симфоническую музыку.


Модест Петрович МУСОРГСКИЙ
(1839-1881)

Русский композитор, пианист. Родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. В раннем детстве обучался дома игре на фортепиано, после переезда в Петербург (1849) продолжал занятия с пианистом А. Герке, поощрявшим также его первые опыты в сочинении музыки. В дальнейшем изучал музыку под руководством М. Балакирева. В 1852 году поступил в школу гвардейских прапорщиков, по окончании которой (в 1856 году) служил два года офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Знакомство с А. Даргомыжским (1856), Ц. Кюи и М. Балакиревым (1857) привело к решению посвятить себя музыке. В 1858 году Мусоргский вышел в отставку с военной службы. С этого времени началась его активная творческая деятельность. Он стал участником творческого содружества "Могучая кучка". Материальные обстоятельства заставляли его служить чиновником сначала Инженерного, затем Лесного департаментов и Государственного контроля. В 1879 году совершил успешную концертную поездку (Украина, Крым и др.) с певицей Д. Леоновой. Последующие два года работал аккомпаниатором в открытых ею в 1880 году Музыкальных классах. Умер 28 марта 1881 года в Петербурге.

Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор, гуманист и демократ, рассматривавший свою деятельность как один из видов активного служения народу средствами искусства. Характерные черты его творчества - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности с изобразительностью, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным. Вершина творчества Мусоргского - его оперы. По силе, правдивости, глубине воплощения, как индивидуальных образов, так и народных масс, зрелому реализму, своеобразию драматургии (Мусоргский писал музыку на собственные либретто), яркости национального колорита, такие произведения, как "Борис Годунов", "Хованщина", почти не имеют равных в мировой оперной музыке. Творчество Мусоргского оказало большое влияние на развитие отечественной и зарубежной музыкальных культур.


Гектор БЕРЛИОЗ
(1803-1869)

Французский композитор, дирижер, музыкальный критик. родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории; ученик. А.Рейхи, Ж.Лесюэра. Лауреат Римской премии (1830). В 1839 получил должность хранителя библиотеки Парижской консерватории, с 1852 - библиотекаря. Гастролировал как дирижер в Бельгии, Германии, Австрии (включая Венгрию), дважды приезжал в Россию (1847, 1867/68); член Института Франции (с 1856). Умер 8 марта 1869 в Париже.

Жизнь Берлиоза протекала в трудных материальных условиях и лишениях. Берлиоз вошел в историю музыки как крупнейший французский композитор-романтик, создатель программной симфонии, новатор в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, выдающийся дирижер. В его творчестве нашли яркое воплощение черты революционного пафоса и героики. Берлиоз был знаком с М.Глинкой, музыку которого высоко ценил. Находился в дружеских отношених с деятелями Могучей кучки, восторженно принимавшими его сочинения и творческие принципы.


Клод Ашиль ДЕБЮССИ
(1862-1918)

Французский композитор и пианист. Родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где его основными педагогами были А.Мармонтель (фортепиано), А.Лавиньяк (теория музыки), Э.Гиро (композиция). В 1880-1882 гг., будучи домашним пианистом русской меценатки Н.Ф.фон Мекк, трижды посетил Россию. В 1885-1886 жил в Италии в качестве леуреата Римской премии (1884), в дальнейшем предпринимал поездки в Англию, Австрию, Голландию, Италию. В 1913 вновь приезжал в Россию (Москва, Петербург) для исполнения своих сочинений. Умер 25 марта 1918 года в Париже.

В историю музыки Дебюсси вошел как зачинатель музыкального импрессионизма. Творчество его, на формировании которого частично сказались влияния русской музыки ("Бориса Годунова" Мусоргского, "Антара" Римского-Корсакова и др.), отмечено яркой самобытностью, поэтичностью, преобладанием светлых, радостных эмоций, тонкой звукописью, богатством красок. В нем сочетается типично французские черты: хороший вкус, чувство меры, изящество формы, красочность музыки, тяга к изобретательности со смелым, вдохновенным новаторством. Стремясь запечатлеть в звуках мгновенные ощущения, мимолетные впечатления, тончайшие оттенки эмоций, контуры пейзажа и т. д., Дебюсси обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую (особенно оркестровую) палитру, создал новые типы произведений. Творчество Дебюсси оказало значительное влияние на дальнейшее развитие зарубежного (отчасти и русского) музыкального искусства.


Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ
(1891-1953)

Советский композитор, пианист, дирижер. Родился 23 июня 1891 года в с. Сонцовка Екатеринославской губернии. Музыкальное дарование раскрылось в раннем детстве (первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет написал оперу). Первоначальное музыкальное образование получил дома (занятия с матерью, уроки Р.Глиэра, приезжавшего в Сонцовку летом 1902, 1903). В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова, Я.Витола, фортепиано у А.Есиповой, дирижированию у Н.Черепнина. Первые годы после окончания консерватории (в 1914 году с премией им. Рубинштейна) были периодом напряженного композиторского труда, быстрого роста творческой самостоятельности. Ко времени Октябрьской революции Прокофьев - сложившийся художник с резко выраженной индивидуальностью. К концертной деятельности от приступил еще в 1908 году, выступая главным образом как исполнитель собственных произведений. В 1915 выезжал в Италию для исполнения своего Второго фортепианного концерта. Весной 1918, с разрешения Советского правительства, выехал на длительный срок за границу. После недолгого пребывания в Японии направился в США. С 1920 года жил попеременно в Америке, Европе (преимущественно в Париже). В 1927 приезжал в Москву, Ленинград, Киев, Харьков, Одессу, в 1932 окончательно вернулся на родину и поселился в Москве. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. В 1945 году состоялось последнее, дирижерское выступление, в 1946, по совету врачей, переехал в Звенигород, где провел последние годы жизни. Умер 5 марта 1953 года в Москве.

Заслуги Прокофьева перед отечественным музыкальным искусством были отмечены награждением его орденом Трудового кразного знамени, присвоением почетных званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР. Сочинения Прокофьева были удостоены Ленинской и 6 государственных премий СССР. В 1934 году был избран членом Академии "Санта Чечилиа" в Италии, "Умелецкой беседы" в Праге, Шведской королевской музыкальной академии, награжден золотой медалью Английского филармонического общества. Творчество Прокофьева в короткий срок завоевало всемирное признание. В историю музыкального искусства Прокофьев вошел как "Творческое явление колоссального размаха" (Б.Асафьев), в котором сочетались новизна и уважение к традиции, самобытность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное богатство, мужество и воля, острое ощущение современности. Определяя значение и место Прокофьева в отечественной музыке, Д.Шостакович писал: "С.С.Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огромный, неоценимый вклад. Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики - Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым, Рахманиновым".


Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ
(1873-1943)

Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. Родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С 4 лет обучался музыке под руководством матери. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию (класс фортепиано В.Демянского). В 1885 году переехал в Москву, где 4 года занимался у Н.Зверева (фортепиано). Дальнейшее музыкальное образование получил в Московской консерватории; ученик А.Зилоти (фортепиано), С.Танеева, А.Аренского (композиция). Окончил консерваторию в 1891 году по фортепиано, в 1892 по композиции. В 1892 году приступил к концертной деятельности. С 1893 года преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинском институтах. В 1897-98 дирижер Московской частной оперы С.Мамонтова, с 1904 по 1906 гг. дирижер Большого театра, с 1906 по 1909 жил зимой в Дрездене, летом на родине. Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 совершил первую концертную поездку по США. С 1909 по 1912 инспектор русской музыки при Главной дирекции Русского Музыкального Общества. Осенью 1917 уехал на гастроли в Швецию, где и остался. Некоторое время жил в Париже, затем в Швейцарии, Нью-Йорке. В 1935 году окончательно поселился в Америке. Занимаясь преимущественно исполнительской деятельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной Войны пересылал сборы с концертов в фонд обороны СССР. Умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хилс, США.

Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям русской музыкальной классики и являлся непримиримым врагом формализма. Во многом был прямым "музыкальным наследником" Чайковского. Его творчество отмечено глубокой жизненной правдивостью, тесной связью с народно-национальной музыкальной культурой, демократичностью, искренним лиризмом, эмоциональностью, главенством мелодического начала, своеобразным, большей частью суровым, властным ритмом. Большое место в нем занимают образы русской природы. В последних произведениях Рахманинова дают себя чувствовать трагически окрашенные настроения, рожденные тоской по родине, с которой было непосредственно связано все лучшее в его творчестве.


Антонио Вивальди
(1678 - 1741)

Антонио Вивальди не просто великий композитор - он был примером для композиторов, ставших много позже классическими. Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха. 
И как ни удивительно, но книг на русском языке посвященных Антонио Вивальди практически нет. Только редкие заметки в журналах и сборниках. И всё же и в них можно найти много интересного. 

В одних источниках говорится, что Вивальди называли "рыжим попом", а в других - "красным ксендзом". Оставим это на совести переводчиков. Известно лишь, что подобные прозвища он получил благодаря ярко рыжему цвету своих волос. Вивальди был мал ростом, с впалой грудью и узкими плечами. Всегда одет в чёрный костюм аббата. Крупная, задорно откинутая назад голова с рыжими волосами. Лицо печального, почти готесское, с высоким покатым лбом, худыми щеками, немного крючковатым носом и выступающим вперёд подбородком. Глаза большие, светлые, немного грустные.

Аббат, лишённый сана, вечно преследуемый церковными властями, и великий музыкант, написавший огромное количество произведений, он казался натурой странной и противоречивой, а в жизни был на редкость настойчив и целеустремлён.

С юных лет этот человек имел слабое здоровье - страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам, ходить пешком. Но огромная внутренняя энергия и творческая одержимость заставляли его проводить огромную, неуклонную работу, которая была бы непосильна даже для большинства здоровых и крепких людей. Он старался делать всё - сочинять, играть, преподавать, руководить оркестром и оперными труппами и, несмотря на болезнь, блестяще справлялся со своими многочисленными обязанностями.

Быстрота, с какой он работал, поразительна: оперу в трёх актах "Тито Манлио" закончил в пять дней, партитуру нового концерта он писал скорее, чем переписчик снимал с неё копию. К каждому празднику, а их было великое множество в католической Италии, он создавал новое произведение, постановку которого готовил за три-четыре репетиции. А результат вызывал восторг у самых требовательных знатоков и музыкантов.

Вопросы музыки его всегда интересовали больше, чем вопросы религии. Если во время службы ему приходила в голову какая-нибудь музыкальная тема, он тут же покидал алтарь, что её записать. 
Игре на скрипке Вивальди учился у своего отца - скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции и, возможно, ещё у Дж. Ленгренции. С 1703 года был приглашён в венецианскую женскую консерваторию "Ospedale della Pieta" как руководитель классов скрипки, пения и оркестра. А в 1718-1722 годах находился на службе у герцога Мантуанского. Концентрировал в Италии и других европейских странах. В 1725 году был отстранён от работы в "Pieta", а десятью годами позже вновь приглашён туда в качестве руководителя оркестра. В результате столкновений с церковными кругами покинул Венецию и переехал в Вену, где и провёл последние годы жизни. Выходец из "низов", он был любимцем и другом королей многих стран Европы, завоевал мировую славу, но умер в нищете.

Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин. Его цикл "Времена года" и другие программные концерты принадлежат шедеврам мировой музыки.

Более 500 крупных инструментальных произведений (в том числе 465 концертов) 48 опер, кантаты, мессы и другие вокальные творения - также итог деятельности Вивальди.

После смерти Вивальди был забыт и лишь с 20-х годов нашего столетия началось его возрождение. Прекрасная возвышенная и жизнерадостная музыка прославленного итальянского композитора повсеместно звучит сейчас на концертных эстрадах, завоёвывая сердца миллионов слушателей во всём мире.


Феликс Мендельсон (1809 - 1847) 

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение.

На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и его сестры Фанни обратила внимание их мать Леа. Она сначала и была первым учителем музыки своих одаренных детей. Когда она перешагнула пределы своих материнских возможностей, то отдала их на попечение Людвига Бергера, выдающегося пианиста и композитора. Семилетний Феликс делал такие успехи, что уже через три года праздновал свою первую победу на одном публичном частном концерте. Одновременно он с особым усердием учился играть на альте, который позже стал его любимым инструментом.

В одиннадцать лет Феликс поступает в Берлинскую Певческую академию. Карл Фридрих Цельтер, руководитель академии, становится его учителем.

Музыкальный талант мальчика развивался такими бурными темпами, что уже в 1822 году Генрих Гейне говорил о нём как о "музыкальном чуде". Из списка композиций, который первые годы вела сестра Фанни, мы знаем, что уже в тринадцать лет Феликс разработал почти все жанры вокально-инструментальной музыки.

1824 год принес богатые плоды: кроме Первой симфонии к ним относятся: второй концерт для двух фортепиано и оркестра, а также фортепианный секстет и несколько других произведений. В октябре 1825 года к ним добавился его знаменитый "струнный" октет. Весьма своеобразный по своему составу октет свидетельствует о таком мастерстве, что даёт основание для сравнения с Моцартом или Бетховеном. Превзошла его по гениальности только увертюра к комедии "Сон в летнюю ночь", которую Мендельсон написал летом 1826 года за несколько недель. Это произведение, включающее в себя хорошо всем известный "Свадебный марш", длится всего 12 минут и уводит нас в сказочный мир Шекспира. Оно принесло Мендельсону мировую славу. Цельтер описывает это произведение так: "В пьесе "Сон в летнюю ночь" главная мысль находится за пределами музыки. Пьесу не должно знать, её нужно знать. Она врывается как метеор, как воздух, подобно туче комаров".

11 мая 1829 года произошло важное музыкально-историческое событие - первое концертное исполнение "Страстей по Матфею" Иоганна Баха. Дирижировал в Берлинской Певческой академии двадцатилетний Мендельсон. Ноты произведения Баха Феликс получил от бабушки. Впечатление от этой постановки было настолько сильным, что Певческая академия решила теперь включать в свой репертуар "Страсти по Матфею" каждый год. Этим молодой Мендельсон дал решительный импульс к возрождению Баха в XIX веке, а сам получил международное признание.

В апреле 1829 года он поехал в Англию. Уже через несколько недель Феликс праздновал первый успех после исполнения своей симфонии. Этим произведением, которое он написал в 15 лет, и написанным годом раньше концертом для двух фортепьяно с оркестром Мендельсон завоевал сердце Англии, и она стала его второй музыкальной родиной. По окончании музыкального сезона он поехал вместе с Клингеманом в Шотландию, история которой вдохновила его на сочинение грандиозной "Шотландской симфонии".

8 мая 1830 года наступил, наконец, момент, когда он мог отправиться в запланированное большое путешествие по Европе: Мюнхен, Париж, Зальцбург, Вена. В начале октября он ступил на землю Италии. Через Венецию и Флоренцию приехал в Рим, где остался на всю зиму. В Риме он продолжал работать: сочинял увертюру "Гебриды" и музыку к "Первой Вальпургиевой ночи". Кроме того, он сделал наброски к "Итальянской" и "Шотландской" симфониям.

Назад его путь пролегал через Милан и Швейцарию. Прибыв в Мюнхен, он почувствовал себя "по-домашнему уютно", как в свой первый приезд, его сердце пылало любовью к красивой Дельфине фон Шаурот. Ей он посвятил свой клавирный концерт, который быстро написал на бумаге и исполнил в присутствии баварского короля.

Но недолго пробыв в Мюнхене, Мендельсон снова отправляется в дорогу - в Париж. Он добивается успеха как пианист, но не как композитор. Если его увертюра "Сон в летнюю ночь" имела небольшой успех, то с "Реформационной симфонией" было ещё хуже. Так как оркестр уже на второй репетиции отклонил её как слишком "схоластичную", проект провалился. Это было первое большое разочарование избалованного успехом художника, которое так глубоко уязвило его, что он в письмах своей семье лишь туманно намекал об этом. Вскоре после этого первого музыкального поражения он получает одну за другой печальные известия. Сначала ему сообщили о смерти любимого друга юности Эдуарда Ритца, а затем - Гёте, по-отечески преданного Друга.

Сам Мендельсон во время пребывания в Париже заболевает холерой. Он пишет о "тотальной болезни, которая в последние недели приковала его к постели".

Вскоре приходит новое печальное известие - умер Цельтер, который пережил своего друга Гёте только на несколько недель. Таким образом, Феликс за короткое время потерял двух покровителей.

После смерти Цельтера освободилось место руководителя Певческой академии. Для отца Мендельсона было ясно, что его сын, как бывший ученик Цельтера, должен занять это место.

25 июня 1832 года Мендельсон возвращается в Берлин. Здесь в марте 1833 года он закончил самое популярное произведение - "Итальянскую" симфонию, в ликующем начале которой чувствуется восхищение красотами этой страны. Впервые она была исполнена 13 мая 1833 года в Лондоне; дирижировал он сам, и это увеличило его популярность. Вскоре пришло ещё одно приглашение в Дюссельдорф на музыкальный Нижнерейнский фестиваль в качестве дирижера. Из всех немецких музыкальных фестивалей этот, основанный в 1817 году, был бесспорно самым значительным. Ещё до начала фестиваля с Мендельсоном был заключен договор, согласно которому он становился музыкальным руководителем Дюссельдорфа.

В октябре 1833 года он с лучшими намерениями начал работать в Дюссельдорфе, но вскоре узнал, что едва ли может реализовать свои планы из-за очень плохого оркестра. В остальном же в Дюссельдорфе он твердо встал на ноги. После того как он освободился от директорской нагрузки, снова мог больше времени уделять композиторской деятельности.

В это время появились части его оратории "Павел", новые клавирштюки и хоры, а также несколько "Песен без слов". "Весенняя песня" из этого сборника стала вскоре известной и любимой во всем мире.

Весной 1835 года Мендельсон решил расторгнуть договор с Дюссельдорфом. Его прощание было не очень тяжелым ещё и потому, что уже в январе 1835 года пришло приглашение из Лейпцига занять место музыкального директора.

Мендельсон в 26 лет стал самым молодым композитором, который когда-либо занимал столь ответственный пост. Началась новая глава славной истории концертов лейпцигского Гевандхауза. Со свойственным ему "магнетическим красноречием языка жестов" он смог подчинить себе музыкантов, которые даже не заметили этого.

И надо же, именно в начале полной надежд деятельности в Лейпциге его постиг удар судьбы, удар, который он едва смог пережить, - в ноябре 1835 года умер его отец.

Во время печального Рождества этого года мать взяла с него обещание скорее найти "подходящую женщину". Он встретил вскоре такую женщину. Её звали Сесиль Жанрено. Она происходила из зажиточной семьи гугенотов. 9 сентября они обручились. Сесиль была красивой молодой, с приятным характером и очаровательными манерами, но недостаточно умной для Феликса, на что он не обращал ни малейшего внимания, так как высокообразованные женщины были ему отвратительны. Как жена она была хорошей любовницей, супругой и сестрой одновременно, которая смогла вернуть ему счастье юных лет. Она родила ему пятерых детей. Гармоничная семейная жизнь окрылила его на воплощение новых композиторских замыслов, среди которых в первую очередь можно назвать струнные квартеты. Семейная жизнь сделала его более счастливым, чем жизнь музыкальная. Как композитора от посредственности его удерживала высокая техничность, а также хороший вкус. Примером может служить концерт для фортепиано, с которого началась его так называемая "обывательская жизнь".

После возвращения из свадебного путешествия он принял руководство фестивалем в Бирмингеме, взвалив на себя тем самым тяжёлую ношу. И в дальнейшем он организовывал фестивали в Бирмингеме, Дюссельдорфе, Аахене, руководил церковным хором в Берлине, директорствовал во Франкфурте - это лишь некоторые дела Мендельсона в эти годы. Он постоянно переезжает из одного места в другое.

Наконец королю Саксонии удалось уговорить Мендельсона в середине августа 1845 года снова вернуться в Лейпциг. Он был назначен руководителем концертов Гевандхауза и сохранил этот пост до самой смерти.

Неутомимость Мендельсона трудно понять. Может быть, причиной этого деятельного беспокойства был неосознанный страх смерти, от которого он спасался бегством в кипучую деятельность. Однако, несмотря на многочисленные обязанности директора, дирижёра и пианиста, он продолжал композиторскую деятельность.

Мендельсон закончил в 1840 году "Шотландскую симфонию", единственный в своем роде эскиз музыкальной ландшафтной живописи. Летом 1844 года завершил концерт для скрипки. До сих пор этот концерт остается самым любимым произведением скрипачей и публики.

И, наконец, он работал над окончанием "Илии" по Альфреду Эйнштейну, самой большой ораторией XIX века. О премьере "Илии" Мендельсон писал своему брату: "Ещё никогда первое исполнение моего произведения не проходило так превосходно. Все три с половиной часа, которые она продолжалась, большой зал с двумя тысячами слушателей, весь оркестр, все были в таком напряжении, что не было слышно ни единого шороха". Из-за усиливающихся раздражительности и головных болей врач запретил ему публичные выступления. Как пианист в последний раз он выступал 19 июля 1846 года на благотворительном концерте, где играл вместе с Фердинандом Давидом "Крейцерову сонату" Бетховена.

17 мая 1847 композитор получил ужасную новость: в Берлине от инсульта внезапно умерла его любимая сестра Фанни, его второе "я". С утратой Фанни, которая после смерти родителей символизировала для него семью, он потерял самого себя.

Оставшиеся ему пять месяцев жизни были отмечены напрасной борьбой с усиливавшейся утомляемостью. Вся глубина душевных переживаний выразилась в его последнем большом произведении, которое он написал в Интерлакине в Швейцарии после утраты сестры. Это самое мрачное из всех его сочинений - струнный квартет, который называется "Реквием для Фанни".

В последние свои дни он лежал в полубессознательном состоянии, отвечал только "да" и "нет", и однажды, когда Сесиль нежно спросила, как он себя чувствует, ответил: "Устал, очень устал". Он спокойно заснул. Вечером 4 ноября 1847 года дыхание остановилось, и жизнь покинула его.


Никколо Паганини
(1782 - 1840)

Известный польский критик М. Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста - это не охватывать необыкновенное явление в целом: "Скрипка в руках Паганини - орудие психики, инструмент души". Это - его индивидуальность, его своеобразие, открытие нового пути в инструментальном искусстве.

В небогатом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Черная кошка, 27 октября 1782 года у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо. Он был вторым ребёнком в семье. Мальчик родился тщедушным, болезненным. Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери - экзальтированной и сентиментальной. Настойчивость, темперамент, бурную энергию - от отца, предприимчивого и практичного торгового агента.

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрёк её любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься второго. Поэтому у Никколо почти не было детства, оно прошло в истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром - тончайшим, до предела чувствительным слухом. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски. На мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке - любимой игрушке и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

Зоркие, цепкие глаза отца рано подметили одарённость Никколо. С радостью он всё больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит - и заработать деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в тёмный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он часто и тяжело болел. 
Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, более полугода Коста, наблюдая за развитием Паганини, передавал ему профессиональные навыки.

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году началась его концертная деятельность. Он познакомился с людьми, во многом определившими дальнейшую его судьбу и характер творчества. Польский виртуоз Август Дурановский, концертировавший тогда в Генуе, потряс Паганини своим искусством. Маркиз Джанкарло ди Негро, богатый генуэзский аристократ и меломан, стал не только его другом, но и взял на себя заботу о будущем Никколо.

С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини - виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти - привил юноше отличную композиторскую технику. Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые до нашего времени не дошли.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринял турне по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии - Милане. И всюду был огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жёсткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприсов, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приёмов, впервые введённых Локателли. Однако если у Локателли это были скорее технические упражнения, у Паганини - оригинальные, блестящие миниатюры. Рука гения коснулась сухих формул, и они преобразились, возникли причудливые картины, засверкали характерные, гротесковые образы и везде - предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства.

Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Мелодия Четвёртого отмечена суровой красотой и величием. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса.

Тринадцатый каприс воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.

Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к конфликтам в семье. Зависимость от отца становилась всё более трудной. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же предлогом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки.

Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача в Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом он выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Увлечениям иного порядка он отдается так же пылко и страстно.

Приходит и первая любовь, и почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Об этом периоде он позднее не говорил. В "Автобиографии" сообщил лишь, что в ту пору занимался "сельским хозяйством" и "с удовольствием щипал струны гитары". Возможно, некоторый свет на тайну проливают надписи, сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений, многие из которых посвящены некой "синьоре Диде".

В эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини, в том числе двенадцать сонат для скрипки и гитары.

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку - в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным пианистом и дирижёром оркестра.

Отношения с княгиней Элизой постепенно приобрели не только официальный характер. Паганини создаёт и посвящает ей "Любовную сцену", специально написанную для двух струн ("Ми" и "Ля"). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. "Я принял вызов, - рассказывал Паганини, - и спустя несколько недель написал военную сонату "Наполеон" для струны "Соль", которую исполнил на придворном концерте 25 августа". Успех превзошёл самые смелые ожидания.

В это время Паганини завершает и свой "Большой скрипичный концерт" ми-минор, рукописную копию которого обнаружили в Лондоне лишь в 1972 году. Хотя в этом сочинении ещё улавливаются традиции французского скрипичного концерта, однако здесь уже ясно ощущается мощный творческий импульс нового романтического мышления.

Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Воспользовавшись разрешением уезжать на концерты, он не спешил вернуться в Лукку. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство со столицей Флоренцией. Праздник следовал за праздником. Снова нужен был Паганини. И он был вынужден вернуться. Во Флоренции прошло ещё четыре года его придворной службы.

Поражение Наполеона в России резко осложнило обстановку во Флоренции, сделало пребывание там Паганини уже невыносимым. Он вновь жаждал освободиться от зависимости. Нужен был повод. И он его нашёл, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Элиза приказала ему немедленно переодеться. Паганини демонстративно отказался. Ему пришлось бежать с бала и ночью уехать из Флоренции во избежание ареста.

Покинув Флоренцию, Паганини переезжает в Милан, славящийся знаменитым на весь мир оперным театром "Ла Скала". Именно здесь Паганини летом 1813 года увидел первый балет Ф. Зюсмайера "Свадьба Беневенто". Воображение Паганини было особенно захвачено эффектным танцем ведьм. В один вечер он написал на тему этого танца Вариации для скрипки с оркестром и 29 октября сыграл их в том же театре "Ла Скала". Сочинение имело ошеломляющий успех благодаря применённым композитором совершенно новым выразительным скрипичным средствам.

В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений проходят с триумфом. Газеты называют его гением "независимо от того, ангел он или демон". Здесь он встретил девушку Анджелину Каванну, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял её с собой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у неё будет ребёнок, и тогда Паганини отправил её тайком к знакомым, жившим недалеко от Генуи.

В мае отец Анджелины нашел дочь, забрал её к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. Начался двухлетний судебный процесс. У Анджелины родился ребёнок, который вскоре умер. Общество было настроено против Паганини, и суд вынес постановление о выплате им потерпевшей трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.

Судебное дело помешало Никколо уехать в Европу. Для этого путешествия у Паганини был готов новый концерт Ре-мажор (изданный позднее как Первый концерт) - одно из самых впечатляющих его сочинений. Достаточно скромные концертно-инструментальные интонации и художественные образы здесь развернуты в драматически масштабное полотно большого романтического накала. Музыка насыщена пафосом. Эпический размах и широта дыхания, героическое начало органически соединяются с романтически-приподнятой лирикой. В конце 1816 года Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать её пению. Паганини, несмотря на горький опыт, увозит её с собой в концертные поездки по стране и всё более привязывается к ней.

Вскоре Паганини обретает ещё одного друга - Джоаккино Россини. Увлечённый музыкой Россини, он сочиняет на темы его опер свои замечательные произведения: Интродукцию и вариации на молитву из оперы "Моисей" для четвёртой струны, Интродукцию и вариации на арию "Сердечный трепет" из оперы "Танкред", Интродукцию и вариации на тему "У очага уж не грущу я боле" из оперы "Золушка". 
В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю "столицу мира" - Рим. Он посещает музеи, театры, сочиняет. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло - Интродукцию и вариации на тему арии "Как сердце замирает" из популярной оперы Дж. Паизиелло "Прекрасная мельничиха".

Возможно, на жанр этих вариаций повлияло то, что Паганини только что собрал и записал по памяти для издания свои 24 каприса. Во всяком случае, Интродукция обозначена как "каприччо". Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремлённостью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент, причем Паганини здесь впервые применяет труднейший, на грани технических возможностей человека, приём - стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!

11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе, и на два с половиной года Паганини оставляет концертную деятельность. Состояние его здоровья так плохо, что он вызывает к себе мать, перебирается в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзают Паганини. Тают силы. Он испытывает отчаяние. Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета, кровопускания не помогают. Разносятся даже слухи, что Паганини скончался.

Но даже выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку - боялся своих слабых рук, неконцентрированных мыслей. В эти трудные для скрипача годы единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца.

Для своего юного ученика Паганини создает много произведений: шесть кантабиле, вальс, менуэты, концертино - "самые сложные и самые полезные и поучительные как с точки зрения овладения инструментом, так и для формирования души", - сообщает он Джерми.

В апреле 1824 года Паганини неожиданно появляется в Милане и объявляет о концерте. Окрепнув, он даёт концерты в Павии, где лечился, затем в родной Генуе. Он почти здоров; остался - теперь уже на всю жизнь - "невыносимый кашель".

Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. Бьянки стала прекрасной певицей, имела успех в "Ла Скала". Их связь приносит Паганини сына - Ахилла.

Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих выступлений новые произведения - "Военную сонату" для скрипки с оркестром, исполняемую на струне "Соль" на тему из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро", - в расчете на венскую публику, "Польские вариации" для исполнения в Варшаве и три скрипичных концерта, из которых наибольшую известность приобрёл Второй концерт со знаменитой "Кампанеллой", ставшей своеобразным музыкальным символом артиста.

Второй концерт - си-минор - во многом отличен от Первого. Здесь нет той открытой театрализованности героического пафоса, романтической "демоничности". В музыке господствуют углубленно-лирические и радостно-ликующие чувства. Пожалуй, это одно из наиболее светлых и праздничных сочинений артиста, отражающее его настроение того периода. Во многом это новаторское произведение. Не случайно Берлиоз говорил о Втором концерте, что "пришлось бы написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых эффектах, остроумных приёмах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини".

Пожалуй, это кульминация и творчества Паганини. После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают её с каприсом № 24, но "Кампанелла" превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления. Два других концерта менее самобытны, во многом повторяют находки Первого и Второго.

В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его концертной деятельности.

В Вене Паганини много сочиняет. Здесь рождается сложнейшее произведение - "Вариации на австрийский гимн" и задумывается знаменитый "Венецианский карнавал" - венец его виртуозного искусства.

С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл в более чем 30 городах, выступил в концертах,при различных дворах и в салонах почти 100 раз. Это была небывалая по тем временам активность исполнителя. Паганини чувствовал себя на взлёте, выступления проходили с огромным успехом, он почти не болел.

Весной 1830 года Паганини концертировал в городах Вестфалии. И здесь наконец исполняется его давнее желание - Вестфальский двор жалует ему титул барона, разумеется, за деньги. Титул передаётся по наследству, а именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла. Во Франкфурте он затем полгода отдыхает и сочиняет, заканчивает отделку Четвёртого концерта и в основном завершает Пятый, "который будет моим любимым", как он пишет Джерми. Здесь же написана и "Любовная галантная соната" для скрипки с оркестром в четырёх частях.

В январе 1831 года Паганини даёт последний концерт в Германии - в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызвали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приёмы.

Паганини продолжает сочинять. Своему другу Джерми посвящает шестьдесят вариаций на тему генуэзской народной песни "Барукаба" для скрипки и гитары, которые содержат три части по 20 вариаций. Дочери своего покровителя ди Негро он посвящает сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике - серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Гитара в последний период жизни Паганини играет вновь особую роль, он часто выступает в ансамбле с гитаристами.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. Он уже не в слишком хорошей форме.

В октябре 1839 года Паганини последний раз навещает родной город Геную. Он в чрезвычайно нервном состоянии, еле держится на ногах.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощён, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.


Вся информация взята с сайтов «Классическая Музыка»
http://www.classic.net.ua
http://classics.ptt.ru
@ 2005 | greatstory.narod.ru
здесь можно заказать mp3 диски- огромный выбор любой музыки
обратная связь: gretstory@narod.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz