Chick Corea
Музыкальная карьера Chick Corea объемлет четыре десятилетия и является подлинным кладезем джазовой эрудиции. Это влиятельнейший и раздвигающий г
раницы синтез различных стилей, которому отведено немало места в энциклопедиях по музыке ХХ столетия. Chick родился 12 июня 1941 в городе Челси, штат Мас
сачусетс. На фортепиано он стал играть с 4 лет, что не удивительно, ведь его родители любили и постоянно слушали таких музыкантов, как Charlie Parker, Di
zzy Gillespie, Bud Powell, Lester Young, Horace Silver, не говоря уже о Бетховене и Моцарте, на чьей музыке формировалось композиторское чутье Chick Corea
.
Свои первые композиции Chick Corea записал в период с 1964 по 1966 годы с трубачом Blue Mitchell. Это был один из первых профессиональных проектов, в которых Chic
k участвовал, и он привел его к созданию своей собственной группы, Tones For Joan's Bones, где Corea уже был лидером. Во многих ранних работах Corea заметно влияние
латиноамериканской музыки, благодаря его сотрудничеству с такими музыкантами, как Willie Bobo, Cal Tjader, Herbie Mann и Mongo Santamaria. Также Chick в течение одног
о года работал в аккомпанирующем составе певицы Sarah Vaughan.
Всему джазовому миру Chick стал известен, когда Miles Davis пригласил его в свою группу играть на элек
трофортепиано. С Miles Davis Chick играл на таких классических альбомах в стиле fusion, как Bitches Brew и In a Silent Way. Затем Corea основал свою собственную групп
у импровизационного авангарда, "Circle", с басистом Dave Holland, ударником Barry Altschul и Anthony Braxton на саксофоне.
Проруководив "Circle" три года, Chick сменил направление в 1971, образовав новый проект "Return to Forever", кардинально изменивший лицо современного джаза. Пер
вый состав этой группы был ориентирован на относительно мягкую музыку с латиноамериканскими влияниями в духе самбы. Помимо Chick Corea, в нем участвовали басист Sta
nley Clarke, певица Flora Purim, ударник Airto, ее муж, а также исполнитель на язычковых духовых Joe Farrell. Записав этим составом два альбома, а также еще нескол
ько сольных, Chick решил пойти по пути electronic fusion и пригласил в RTF нового мощного ударника Lenny White, а также гитариста Bill Connors (которого вскоре сме
нил Al Di Meola).
В таком составе RTF возглавили направление fusion в середине 70-х, выпуская один новаторский альбом за другим - Where Have I Known You Before, No Mystery, получи
вший "Grammy", и The Romantic Warrior, на которых Chick демонстрирует свой уникальный стиль на синтезаторе Moog. После распада группы в 1975 г., Corea занялся сразу
несколькими разноплановыми проектами, такими как электронные ансамбли, сольное фортепиано, исполнение классической музыки и акустические дуэты с музыкантами Herbie H
ancock и Gary Burton.
Другими проектами Corea вплоть до образования The Elektric Band в середине 80-х были получивший "Grammy" Leprechaun, My Spanish Heart и Musicmagic (последний пред
ставлял собой группу Return To Forever с новым вокалистом Gayle Moran). За ними последовали альбомы Mad Hatter, RTF Live и работа со многими другими музыкантами, та
кими как Joe Henderson, Freddie Hubbard, Hubert Laws, Chaka Khan и Nancy Wilson.
В 1992 Corea осуществил свою давнюю идею - с менеджером Ron Moss он создал фирму звукозаписи Stretch Records, основной задачей которой, в соответствии с собствен
ным творческим кредо ее основателя, стало расширение ("stretch") музыкальных границ, с фокусом не на конкретные стили, а на новаторство и творческий подход. Среди п
ервых выпущенных на ней записей были работы Bob Berg, John Patitucci, Eddie Gomez и Robben Ford.
"Мои пристрастия с годами меняются" - говорит Chick. "Чем больше я исполняю музыки в разных ситуациях, тем больше нахожу других возможностей. Вместо того, чтобы д
умать только лишь о своем музыкальном развитии, я предпочитаю иногда на некоторое время посвятить себя какой-нибудь заманчивой идее, и реализовав ее, оставить."
До 1996 Stretch Records существовала под эгидой компании GRP. Последним проектом, выпущенным в рамках GRP Records, стал набор из 5 компакт-дисков "Music Forever a
nd Beyond" - антология избранных записей Chick Corea за 1964-1996 годы. По словам Corea, основное чувство, которое он испытывает в связи с выходом этого сборника -
"чувство глубокой благодарности и признательности все эти годы иметь честь и возможность создавать музыку с таким большим количеством талантливейших музыкантов."
После окончания контракта с GRP в 1996, Stretch Records стала филиалом звукозаписывающей компании Concord, и Chick решил непосредственно прибегнуть к услугам свое
го детища. Его первой работой на Stretch было посвящение пианисту Bud Powell.
Для участия в ней Chick пригласил Roy Haynes, который играл с Powell в начале 60-х, а т
акже других замечательных музыкантов - Kenny Garrett, Joshua Redman, Wallace Roney и Christian McBride. Такой великолепный состав стал одной из причин успеха "Remembe
ring Bud Powell". Как сказал Corea, "Все музыканты бескорыстно и по-творчески отдали себя этому проекту. В процессе записи и турне мы все находились под воздействием
вдохновения, мысленного передаваемого от Bud".
В том же году Chick выпустил запись с камерным оркестром St. Paul Chamber Orchestra под руководством дирижера Bobby McFerrin. Работа носила название "The Mozart Se
ssions" и была второй по счету, совместно сделанной ими для лэйбла Sony Classical. Первая, под названием "Play" (1992), удостоилась "Grammy".
В 1997 сделал совместный альбом с Gary Burton. С момента их предыдущей записи "Crystal Silence" прошло 20 лет, и оба почувствовали, что настало время сделать еще
одну. "Native Sense - The New Duets" была выпущена на Stretch Records и принесла Chick его девятую по счету "Grammy" в 1998.
Постоянно идти вперед - в этом суть Chick Corea. Ближе к концу 1998 г. он вновь решается на создание новой группы, некой благоприятной среды, в которой он снова с
мог бы играть на традиционном фортепиано. Первым диском новой группы, названной "Origin", стал одноименный концертный альбом, записанный в клубе "Blue Note" Нью-Йор
ка. В этом и заключалась идея альбома. Как говорит Chick, "Когда мы играем перед публикой, в отличие от студийной записи, то никогда не думаем о безупречной игре. П
оэтому музыка течет гораздо свободней и предоставляет возможность раскрепоститься. То, что вы слышите на этом альбоме - это неотредактированное исполнение."
Альбом "Origin - Live at the Blue Note" вызвал такой энтузиазм, что это побудило Chick Corea в 1998 г. выпустить ему вслед сборник из 6 компакт-дисков,
"A Week at
the Blue Note", с записью трех из всех четырех концертов в "Blue Note", положивших начало новой группе и сразу же принесших ей успех.
Летом 1999 вышел третий альбом Origin, "Change". Он был записан в непринужденной атмосфере, дома у Chick Corea во Флориде, где он живет вместе со своей женой, пев
ицей Gayle Moran. Chick с группой работали над материалом, специально написанным для Origin со времени выхода их дебютного альбома. "На первом альбоме был вперемешку
представлен самый разный материал: классические джазовые темы, популярные стандарты, недавно сочиненные вещи и т.д., в то время как музыка для "Change" писалась для
конкретной группы, ставшей уже единым организмом. Я весьма серьезно подошел к сочинению музыки для этого альбома, и остальные музыканты ответили таким же отношением"
, - говорит Chick. Этот альбом приблизил Origin к мечте Chick Corea об идеальном ансамбле музыкантов, великолепно сыгранных друг с другом и объединенных общей целью
воплотить в жизнь музыку композитора-лидера, сочиняющего и аранжирующего оригинальную музыку для конкретных инструментов.
В октябре 1999 Chick выпустил диск Corea.Concerto, записанный со своей группой и Лондонским Филармоническим Оркестром. Предыстория этого проекта такова. В начале
80-х Chick вплотную соприкоснулся с симфонической музыкой Моцарта, благодаря Friedrich Gulda, и ему захотелось написать собственный фортепианный концерт, что и было
им сделано в 1984 г. За десять с лишним последующих лет Chick исполнял его с разными оркестрами в Нью-Йорке, Японии, Италии, но записать его не удавалось. В 1999 C
hick был приглашен исполнить его в Вене с Лондонским Симфоническим Оркестром по случаю праздника Пасхи. Этот концерт, прошедший весьма успешно, представил возможно
сть записать произведение. Сразу после него Chick, его группа Origin и Лондонский Филармонический Оркестр отправились в Лондон для записи. На диске представлен упо
мянутый Концерт №1 для фортепиано с оркестром (посвящается свободе вероисповедания), а также новая версия композиции Chick "Spain", в аранжировке для секстета и ор
кестра.
По поводу Концерта Chick говорит так: "Для своего произведения я использовал оркестровки в духе фортепианных концертов Моцарта. Оно написано для того же состава и
нструментов, позволяющего исполнять музыку Моцарта и мою с одним и тем же оркестром, что мне весьма помогло в процессе его создания. Под влиянием духа и звучания фор
тепианных концертов Моцарта я написал это произведение и посвятил его духу свободы вероисповедания, которую я ставлю на одну ступень со свободой творчества и которая
является одним из главных человеческих прав."
Chick так объясняет желание сделать новую редакцию "Spain": "Если выбирать песню, по которой я более всего известен публике, то это, наверное, "Spain" - ее чаще д
ругих просят исполнять и чаще других упоминают. Я написал ее в 1971 г. и много исполнял с RTF и другими своими проектами. В 1988 я сделал перегармонизацию темы и по
лностью новую аранжировку для трио The Acoustic Band, так что за все эти годы я вывернул композицию наизнанку. Это последнее большое возвращение к "Spain" с данью у
важения к культурам Испании, Кубы, Бразилии, Аргентины и Нью-Йорка".