Ben Webster
(1909-1973)
Бена Уэбстера, Коулмана Хоккинса и Лестера Янга по праву можно считать «большой тройкой» тенор-саксофонистов эры свинга. У Бена Уэбстера был жесткий
и резкий звук в стомпе, но в балладах он преображался и играл с теплом и чувством. Его творчество уважают и восхваляют критики, любители и музыканты
всех поколений, начиная с 30-х годов и по сегодняшний день.
Бенджамен Фрэнсис Уэбстер родился 27 марта 1909 г. в Канзас-сити, штат Миссури. В школе он учился играть на скрипке, а сосед по имени Пит Джонсон, выд
ающийся мастер рэгтаймов и буги-вуги, показал, как надо играть джаз на фортепиано. Бен оказался способным учеником и рано начал работать пианистом в ор
кестрах и ансамблях Среднего Запада, пока на его пути не встретился семейный ансамбль Уильяма Янга «Young Family Band». Сыновья Янга Лестер и Ли были р
овесниками Бена. Янгу был нужен саксофонист.
Уэбстер оставил фортепиано и стал пробовать себя на саксофоне. Окончив у Янга за три месяца полный курс са
ксофонных наук, Бен стал быстро делать карьеру. Его взял к себе Бенни Моутен, с которым он в 1932 году впервые выступил в Нью-Йорке, потом он играл у Бе
нни Картера, Кэба Кэллоуэя, Флетчера Хендерсона.
Важнейшая глава творческой биографии Бена Уэбстера относится к его работе в оркестре Дюка Эллингтона, начавшейся в 1935 году. В течение трех лет Бен был со
лирующим саксофонистом в оркестре и участвовал в записи многих известных хитов, таких как "Cotton Tail" и "All Too Soon". Другая важная страница творчества У
эбстера в конце 30-х годов – сотрудничество с пианистом Тедди Уилсоном и выдающейся джазовой певицей Билли Холлидэй.
После ухода от Эллингтона в 1943 году, Бен Уэбстер становится одной из наиболее популярных фигур на нью-йоркской джазовой сцене. Он выступает и записывается и
как бэнд-лидер, и как сайдмен в оркестрах Раймонда Скотта, Джона Кирби и Сида Калетта. Уэбстер еще полнее раскрывается в исполнении баллад, теперь по звуку ему
просто нет равных. Совершенствуется его фразировка, он обретает замечательную способность извлекать максимальное количество нюансов из минимального количества но
т. В 1954 Уэбстер делает великолепную серию записей со струнными.
В 1959 записывает альбом с Оскаром Питерсоном и Рэйем Брауном. Первую половину 60-х Бен Уэбсте
р проводит в Лос-Анджелесе и выступает редко. Его пластика 69-го года, на которой он встречается с Джерри Маллигеном, сразу попала в поле внимания джазовых крити
ков. В течение нескольких сезонов он гастролирует с оркестром "Jazz at the Philarmonic".
В 1964 году Уэбстер переехал в Европу и поселился в Дании. На протяжении последнего десятилетия своей жизни, играл только когда хотел; выступал в европейских
клубах, на фестивалях и записывался с молодыми европейскими музыкантами. Хотя и не все однозначно в музыкальной карьере Уэбстера, он был настоящим мастером свинг
а, и его творчество оказало большое влияние на таких непохожих исполнителей как Арчи Шеп, Скотт Хамилтон и Бенни Уоллес. Бен Уэбстер умер 20 сентября 1973 года в
Амстердаме.