Lightnin' Hopkins
(1912-1982)
Сэм «Лайтнинг» Хопкинс - один из последних легендарных представителей кантри-блюза, чья карьера простирается с 20-х до 80-х годов ушедшего столетия.
На всем протяжении творческого пути Хопкинс никогда ощутимо не менял свой печальный гитарный Lone Star-саунд.
В подростковом возрасте Сэм играл вместе с другой довоенной легендой, вокалистом
Тексас'ом Александер (Texas Alexander), который был его кузеном.
Хопкинс начал свою карьеру в техасских барах 20-х годов. Первым синглом, который принес Хопкинсу известность стала песня "Katie May", записанная 9 ноября 1946
года в Лос-Анджелесе вместе с пианистом Уилсоном "Тандер" Смитом (Wilson "Thunder" Smith). До 48-го года он активно записывался на лэйбле Aladdin Records в
Лос-Анджелесе и Хьюстоне, в частности, записав в этот период национальный ритм-энд-блюзовый хит "Shotgun Blues".
Затем последовали такие хиты как "Short Haired
Woman", "Abilene" и "Big Mama Jump", которые среди многих других жемчужин, записанных на студии Aladdin Records, уходят корнями к ранним техасским блюзовым традициям.
После этого многие рекорд-лэйблы записывали Хопкинса как сольного исполнителя, так и в составе с малыми ритм-секциями.
На студии Modern/RPM он записал бескомпромиссный
хит "Tim Moore's Farm", ставший в 1949 году ритм-энд-блюзовым шлягером, в том же году на Gold Star - "T-Model Blues", в 1952-м "Give Me Central 209" и "Coffee Blues"
на Sittin' in With попали на высшие ступени национальных чартов, далее последовали записи на известных лэйблах Mercury и Decca, и в 1954-м - замечательная серия на
Herald, где Хопкинс блистательно играл на электрогитаре в серии взрывных рок'н'роллов ("Lightnin's Boogie", "Lightnin's Special", потрясающей блюзовой балладе
"Hopkins' Sky Hop" на фоне барабанщика Бена Тернера (Ben Turner) и басиста Доналда Кукса (Donald Cooks), чьи пальцы должно быть истекали кровью, такими обжигающими
были ритмы.
Но стиль Хопкинса был вероятно слишком провинциальным и старомодным для нового поколения рок'н'рольных энтузиастов. В 1959-м он вернулся на Хьюстонскую сцену, почти
забытый.
К счастью, фольклорист Мак Маккормик (Mack McCormick) заново открыл гитариста, который олицетворял собой на тот момент образец фолк-блюз артиста - роль,
которую Хопкинс был просто рожден играть.
Первый значительный успех пришел к Хопкинсу только в 47 лет, когда фольклорист-новатор Сэм Чартерс (Sam Charters) на студии Folkways Records спродюсировал и выпустил
в 1959 его сольный альбом "The Roots Of Lightnin' Hopkins". В результате это помогло представить творчество Хопкинса новой широкой аудитории. Великолепная
акустическая гитара и грубоватый, но выразительный голос сделали Хопкинса одним из наиболее популярных певцов послевоенного блюза. В 1967 он снялся в
автобиографическом фильме "The Blues Of Lightnin Hopkins", который завоевал премию "Золотой Хьюго" на кинофестивале в Чикаго.
В 70-е годы Хопкинс выступал с
концертами в США, Канаде, а в 1977 – в Европе, но по состоянию здоровья уже не мог выдерживать длительные нагрузки. Титул одного из самых значительных блюзовых
певцов сохраняется за ним и по сей день. Хопкинс сделал простые рифы буги более замысловатыми, а его захватывающая способность импровизировать тексты песен
применительно к конкретной ситуации принесла ему славу любимейшего блюзового трубадура.