B.B.King
настоящее имя Райли Б.Кинг (Riley B.King)
Всемирно признанный, титулованный король блюза - легендарный Би Би Кинг, без сомнений,
самый уникальный и наиболее знаковый электрогитарист второй половины ушедшего столетия. Современное блюзовое гитарное соло просто немыслимо
без, как минимум, пары узнаваемых "Кинговских фраз".
Он остается и в высшей степени одаренным певцом, мастерски передающим каждый нюанс исполняемой песни.
Райли Би Кинг появился на свет в городке Итта Бена, штат Миссисипи. Его детство не было безоблачным. Вскоре после рождения мальчика родители разошлись,
и маленького Райли отправили жить к бабушке. Мать Кинга скончалась, когда ему исполнилось всего девять лет, через некоторое время умерла и бабушка.
Юный Кинг стал работать на хлопковых плантациях и едва сводил концы с концами. В свободное время он пел в приходском хоре и аккомпанировал исполнителям на
гитаре.
В 1943г. Кинг переехал в Индианополу, город, расположенный в самом сердце Дельты Миссисипи. Там он встретил свою будущую жену Марту Дентон.
Кантри и госпелс оказали решающее влияние на формирование творческих пристрастий Кинга. Его кумирами были блюзовые гитаристы Ти-Бон Уолкер, Лонни Джонсон и
джазовые гитарные гении Чарли Крисчен и Джанго Рейнхардт. В 1946 году Кинг отправился в Мемфис повидаться со своим кузеном - кантри-блюзовым гитаристом Букка
Уайтом. На протяжении десяти бесценных для Кинга месяцев Уайт терпеливо обучал своего нетерпеливого молодого родственника искусству игры на блюзовой гитаре.
Пронизанный духом блюза Мемфис стал удачным местом для начала карьеры будущего короля. Здесь он знакомится с ди-джеем одной из местных радиостанций, который включил в
свою программу его песню и представил Кинга как молодого таланта. Кинг придумал для себя сценическое прозвище "The Peptikon Boy", потом "Beale Street Blues Boy”, и
вскоре «Blues Boy» или сокращенно В.В. Песня "B.B.Boogie" служит отличным примером раннего стиля Би Би Кинга.
1949-й стал для Кинга годом звездного прорыва.
Первый национальный хит Кинга в категории ритм’н’блюза "Three O'Clock Blues" был записан в 1951 году в Мемфисе на лейбле YMCA.
В то время Кинг впервые нарек свою любимую гитару “Гибсон” именем "Люсиль". Это произошло в маленьком
городке Твист, штат Арканзас. На концерте Кинга завязалась драка между двумя ревнивыми поклонниками одной леди. Драчуны опрокинули наполненное керосином ведро -
помещение заполыхало. В безумной толчее, убегая от пожара, Кинг оставил гитару внутри помещения. Кинулся обратно, чтобы спасти гитару, и чуть было не погиб. Когда
дым рассеялся, Кинг узнал, что имя леди, из-за которой разразились столь неистовые страсти, было Люсиль. С тех пор не одна “Люсиль” прошла через его руки, фирма
“Гибсон” даже продавала некоторые модели гитар с маркировкой B.B.
В 1952 г. Кинг отправился в свой первый шестимесячный тур по Соединенным Штатам, оказавшийся очень успешным. Эти гастроли стали роковыми для первого брака Кинга -
в 1952 году бездетный союз распался.
Помимо натянутых отношений с возлюбленной в депрессию Кинга ввергало то обстоятельство, что белая часть населения США
не хотела признавать блюз, считая его исключительно музыкой для черных. Некоторые перемены к лучшему наступили после фольклорного фестиваля в Ньюпорте, где
блистательно выступил Пол Баттерфилд со своей группой "Butterfield Blues Band".
Журналисты засыпали гитаристов вопросами типа "где вы научились так потрясающе
играть", на что музыканты честно ответили, что просто снимали гитарные ходы Би Би Кинга.
Песня "The Thrill Is Gone", бывшая на вершинах хит-парадов на протяжении почти года,
поставила имя Кинга на совершенно новую высоту. Он исполнил эту песню с потрясающе выразительным мощным вокалом, предложив величественную и пронзительную скрипичную
трактовку в минорном ключе.
Перед музыкантом открылись двери джаз-клубов и рок-площадок, сцены колледжей и концертные залы. Гитарная техника Кинга прогрессировала и становилась все более
отточенной и филигранной, влияя на легион начинающих и практикующих гитаристов в стране. В ноябре 1964 года Кинг выступил со своим новаторским шоу “Live at the
Regal” в легендарном чикагском театре “Chicago” и этот великолепно сыгранный концерт произвел настоящий фурор.
Альбом стал истинным шедевром современного блюза.
В этом же году он порадовал поклонников минорным хитом – песней “How Blue Can You Get” - ставшей одной из его ключевых мелодий. В 1966 году песни “Don't Answer
the Door” и “Paying the Cost to Be The Boss” возглавили первую десятку ритм-энд-блюзовых чартов.
С тех пор имя Би Би Кинга стоит в первом ряду великих блюзменов, а на его пластинках выросло целое поколение блюз и рок-гитаристов. Его концертный дуэт с другом
молодости Бобби Блэндом собрал огромную аудиторию, в его архиве неизмеримое количество наград и регалий, в записи его альбомов принимали участие легендарные Джон Ли
Хукер и Эрик Клэптон, блистательный молодой гитарист Роберт Крэй и многие другие знаменитости.
Моментально узнаваемый гитарный стиль Кинга, его фирменная вибрирующая
трель, которой он в еще юности научился у своего кузена Букка Уайта, позволяют говорить о яркой индивидуальности. Добавьте к этому его призывный взволнованный вокал,
и вы получите самого влиятельного и новаторского блюзмена за весь послевоенный период. Не может быть никаких сомнений, что Кинг будет господствовать как бесспорный
король жанра (и посланник доброй воли) всю оставшуюся жизнь.