Buddy Gay
Настоящее имя: Гай Джордж (Guy George)
Бадди Гай - блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской
блюзовой сцены и один из лидеров современного блюза,
многократный лауреат премии W. C. Handy и четырех премий
Grammy в блюзовых категориях.
Родился в фермерской семье, первые гитары делал из сигарных
коробок и лески, которую вытягивал из противомоскитных сеток.
Учился играть самостоятельно, слушая радио и пластинки. Среди
первых образцов для подражания были Джон Ли Хукер (John Lee
Hooker), "Лайтнинг" Хопкинс (Lightning Hopkins), Мадди Уотерс
(Muddy Waters).
В Луизиане сделал первые записи для пластинок. Но
по-настоящему его карьера блюзмена начинается в 1957 после
переезда в Чикаго, где его сразу взял под свое покровительство
Мадди Уотерс (Muddy Waters), случайно услышав игру Гая. Он
предоставил молодому музыканту работу в студии Chess и в
чикагских клубах. Первые сольные синглы Бадди Гай выпустил на
фирмах Artistic и Cobra в 1959.
В студии Chess аккомпанировал
звездам золотой поры чикагского блюза - Мадди Уотерсу, Санни
Бою Уильямсону (Sonny Boy Williamson), Литл Уолтеру (Little
Walter), Коко Тейлору (Koko Taylor) и др. - на записях,
которые ныне почитаются блюзовой классикой. В 1962 его сингл с
песней Stone Crazy занял 12-е место в ритм-энд-блюзовых
чартах.
Бадди Гай стал одним из первых музыкантов, создававших в
Чикаго новый блюзовый стиль - "вест-сайд блюз". Не найдя
понимания у братьев Чесс, первые альбомы выпустил на новой
чикагской фирме Vanguard. Альбомы имели неплохой успех, хотя
вызывали нарекания в слишком очевидном подражании Би Би Кингу
(B. B. King), Джеймсу Брауну (James Brown) и Джонни "Гитар"
Уотсону (Johnny Guitar Watson). Работал в ревю Уилли Диксона
(Willie Dixon) American Folk Blues Festival. В 60-х годах
складывается постоянный дуэт Бадди Гая и Джуниора Уэллса
(Junior Wells), давнего сайдмена Мадди Уотерса. На рубеже
60-70-х годов их концерты пользуются успехом.
Дуэтом записаны
несколько альбомов при участии и финансовой поддержке тех их
поклонников из числа белых поп-музыкантов, кто пришел на
эстраду, увлекшись блюзом Эрика Клэптона и ROLLING STONES. Тем
не менее, с общим падением интереса публики к блюзу в начале
70-х годов дела дуэта пошли хуже. Настолько, что Бадди Гаю
приходилось подрабатывать водителем грузовых автомобилей или
рабочим на стройке. Перерывы в его дискографии составляют до
десяти лет. Альбом, записанный в 1979 в Париже за несколько
часов студийного времени, представляет блюз Бадди Гая в
совершенно необычном рок-экспериментальном звучании, близком к
более поздним инновациям Стиви Рея Вона (Stevie Ray Vaughan).
Участие в 1990 в концертах Эрика Клэптона в лондонском
престижном зале Royal Albert Hall послужило началом
возвращения Бадди Гая на большую сцену. Это привело к
появлению его альбомов и синглов в чартах популярности.
Записанный для английской фирмы Silvertone в 1991 альбом "Damn Right, I've Got the Blues" с
участием английских звезд Эрика Клэптона, Джеффа Бека (Jeff
Beck) и Марка Нопфлера (Mark Knopfler) из DIRE STRAITS, вышел
на волне нового блюзового бума и имел сенсационный успех.
Альбом, посвященный памяти Стиви Рея Вона, принес Бадди Гаю
первую премию Grammy и со временем достиг "платинового"
статуса. Премией Grammy отмечены и два следующих альбома. В
записи альбома 1993 "Feels Like Rain" принимали участие Бонни Рэйтт (Bonnie
Raitt), Джон Мэйэлл (John Mayall), Пол Роджерс (Paul Rodgers)
и музыканты блюзовой группы LITTLE FEAT, а в записи альбома
1994 "Slippin' In"- бывшие музыканты группы Стиви Рея Вона DOUBLE TROUBLE.
Среди альбомов Бадди Гая "нового этапа" блюзовым шедевром
является концертная запись, сделанная в его чикагском клубе
Legends. Здесь музыкант чувствует себя дома и позволяет себе
играть как хочет. Его блюз звучит естественно и раскованно,
когда нужно - игриво, когда хочется - горячо.
Для этой
раскованности есть надежный фундамент - внутреннее глубокое
ощущение законов жанра, выстраданное долгим опытом и
освященное любовью к своей музыке и своему слушателю.
Он - звезда в полном смысле этого слова. Тем не менее,
никакого головокружения от высоты у него не замечается.
Напротив, он даже сконфужен шумихой вокруг себя, и
озабочен тем, что известность может помешать спокойно общаться
с друзьями на улице. И вообще, он не считает нормальным для
человека, даже очень талантливого - быть чьим-то кумиром.
Такой вот он простой парень с гитарой - Бадди Гай.