Big Joe Williams
(1909-1973)
Биг Джо Уильямс – может быть, самый вздорный человек, когда-либо шагавший по земле с гитарой в руках. В то же время он был невероятным
блюзовым музыкантом, одаренным бардом, мощным вокалистом и исключительно своеобразным гитаристом.
Вопреки заслуженной репутации придиры и драчуна, описанной в буклете Майкла Блумфилда «Я и Биг Джо», музыканты, хорошо знавшие
Уильямса, относились к нему как к почтенному уважаемому государственному мужу.
Но скорее у них просто не было другого выбора также как и
в случаях с другими пожилыми артистами Дельты, - если ты играешь с ними – то по их правилам.
По воспоминаниям его протеже Дэвида «Ханибой»
Эдвардса (David "Honeyboy" Edwards), в свой ранний период Дельты Уильямс был просто бродячим уличным музыкантом и играл повсюду от Нового
Орлеана до Чикаго. На протяжении пяти десятилетий Уильямс записывался на лейблах Vocalion, Okeh, Paramount, Bluebird, Prestige, Delmark и многих других.
Чарли Масселвайт (Charlie Musselwhite) утверждает, что именно он и Биг Джо дали толчок возрождению чикагского блюза в 60-е годы.
Когда Биг Джо участвовал в проекте Майка Блумфилда "Вlues Night", он играл на электрической девятиструнной гитаре, подключая ее к маленькому
ветхому усилителю с прибитой оловянной тарелкой и дребезжащей на ней пивной банкой. Когда он играл, вся конструкция оглушительно гремела.
Этот удивительный
гиперболоид производил невероятный звуковой эффект, - некую звенящую, жужжащую, афро-звучащую музыку. Любой, желающий изучить Дельта-блюз, однажды должен
смириться с мыслью, что гитара настолько же струнный инструмент, насколько и ударный.
Афро-музыкальная традиция подразумевает перкуссивную технику, применяемую
при исполнении на любых струнных инструментах от банджо до гитары. Это можно услышать в музыке корифеев Дельты: Чарли Патона, Фреда Макдауэла и Букка Уайта
(Charley Patton, Fred McDowell, Bukka White). Каждый демонстрирует решительную перкуссивную технику, колотя в деку, постукивая по грифу, потягивая струны,
создавая дополнительный звон и шипение, увеличивая тем самым перкуссивный потенциал инструмента. Впрочем, Биг Джо Уильямс как никто другой, развил концепцию
«гитаро-барабана», выколачивая на протяжении 60-ти лет удивительные серии рифов на своей девятиструнке, настроенной в Соль-мажоре.